Убьет ли Инстаграм ТикТок?

Убьет ли ТикТок Инстаграм? Шутки ради, можно сказать отдельное спасибо коронавирусу. Именно Covid-19 для многих SMM-специалистов сменил повестку мемов. Конец 2019 – начало 2020 года в медиа ознаменовались бесконечными разговорами о ТикТок. Инстаграм-блогеры уже начали вести аккаунты в новой социальной сети, появился запрос на контент и менеджмент.

Знакомство с лидерами отрасли ТикТок в России привело к огромному количеству мыслей.

Сегодня популярна точка зрения, что ТикТок 2020 – это Инстаграм 2014. То есть, нужно прыгать в уходящий китайский поезд, пока не поздно, потому что через пару лет аудитория приложения подрастет, а сами крупные блогеры – станут миллионерами. Да что говорить, мы и сами рекомендуем нашим партнерам регистрировать ТикТок.

Однако, на фоне всеобщего ликования, почему-то есть мысль, что детище Кевина Систрома и Майкла Кригана может элегантно утопить ТикТок… как уже было со Снэпчатом, Перископом, Вайном и кучей других приложений.

Почему все в восторге от ТикТок? Бесплатное продвижение.

Объективно, Инстаграм – самая жадная с точки зрения развития социальная сеть. Она абсолютно не уважает пользователя. Но зато – тут самый высокий средний чек на рекламу.

Вы можете выложить в Инстаграм тысячу качественных постов, но не получите никакого результата. Все потому, что социальная сеть не будет показывать вас новым людям. Если вы хотите стать популярными в Инстаграм, вам нужно купить или рекламу через таргет, или – заказать продвижение, или – приобрести рекламу у блогера. Как вариант, с кем-то договориться. То есть, всюду требуются деньги или усилия.

Бизнес Инстаграма строится на том, что он продает своим пользователям рекламу. Платишь деньги – твои публикации больше видят. Иная модель экономики построена у Ютуба – ближайшего конкурента Инстаграм. Ютуб зарабатывает на том,  что показывает в промежутках видео рекламу. Сайт заинтересован удерживать зрителя на своей площадке максимально долго. Именно поэтому всегда рекомендует человеку новый интересный ролик. 

На Ютубе, чтобы стать популярным, можно просто снимать “качественный контент” и выкладывать его. Тогда вы будете всегда попадать в рекомендации, а Ютуб – будет бесплатно показывать тебя своим зрителям. Взамен – вы получите новые касания, на вас начнут подписываться.

К сожалению, Ютуб имеет много минусов. Во-первых, конкуренция. Во-вторых, любой ролик требует больших вложений в производство. Одно дело – снять красивую фото и сделать пост “как в журнале”, другое – смонтировать и продумать десятиминутную передачу. Представьте, вы вложите деньги в выпуск, а он не попадет в рекомендации, потому что алгоритмы – чистая рулетка. Обидно будет?

ТикТок реализовал аналогичную систему как и Ютуб, но с короткими видео. Большинство роликов для ТикТок не требуют специальных навыков, оператора и монтажера. ТикТок развивается в ту сторону, когда встроенный редактор сам содержит специальные фильтры и функции для упрощения жизни пользователя. Производство контента МАКСИМАЛЬНО ОБЛЕГЧЕНО. Достаточно сказать что-нибудь умное, смешное, покривляться, станцевать, повторить челлендж, ответить на вопрос в духе: “Как найти мужика”, и у вас уже появляется шанс набрать 10-20 000 бесплатно. Иногда даже 100-200 000, если вы понравитесь. Вы не тратите силы и фантазию. Вирусный контент в ТикТок делается методом тыка за 15 секунд. Не получилось? Снимаем снова.

Кстати, при такой системе, наибольшую популярность набирает не развлекательный контент, а полезный. Неслучайно, в ТикТок пришли различные коучи, психологи, журналисты. 

Все дело – в умной ленте.

Но секрет успеха ТикТок еще проще. В Инстаграм вы подписываетесь на людей, а значит – видите только тех, за кем следите. В ТикТок – вам показывают самые популярные ролики в трендах на текущий момент. Социальная сеть постоянно учитывает ваши реакции и касания, давая вам то, что вы хотите смотреть прямо сейчас. И в промежутках – крутит рекламу, чтобы заработать. Такая лента уравнивает всех – миллионного блогера и новичка. Нужно делать классные ролики, тогда они попадут в рекомендации.

Инстаграм уже начал продумывать новую ленту. Система подписчиков действительно устаревает. Помните, год назад все говорили о том, что лайк – это архаизм? А нужны ли вообще в социальных сетях подписки? Часто люди подписываются на страницы из-за рекламы, случайно. Посты в ленте показываются все реже. Пользователям уже лень куда-то специально заходить, лень думать. Приложение  может обсчитывать интересы человека и предлагать ему контент.

Если Инстаграм скопирует у ТикТок ленту, преимущества ТикТок окажутся не столь очевидными. Инстаграм отлично подходит для коротких видео. Ничего не мешает сделать самое мощное СМИ в мире, состоящее из текстовых постов, фотографий, видео.

Вряд ли будет удивительно, если Инстаграм в ближайшее время так и поступит. Приложение кардинально менялось несколько раз. От социальной сети фото – к коротким видео. От коротких видео – к историям и трансляциям. Что мешает сейчас съесть еще одну акулу бизнеса?

Впрочем, говорят, что после ухода основателей Инстаграм растерял былую мобильность и превратился в типичную корпорацию с малоподвижным ядром. Дух стартапа – постоянные изменения своего продукта и стирание основной сути. Увы, корпорации обычно куда менее подвижны и больше отстаивают свои традиции.